«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ СОШ №5
г Туапсе
______________-----------------------------
Г.А.Никольская
Принято на педагогическом
Совете МАОУ СОШ №5
протокол №_1___от
«29» августа 2022 г.
Действие положения продлено
до 31.08.2024г.
протокол №1 от 31 08. 2023г.
ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ
МАОУ СОШ №5 им. Г.И. Щедрина г. Туапсе
1. Основные положения.
- Библиотека является структурным подразделением МАОУ СОШ №5, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
- Деятельность библиотеки отражена в Уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
- Цели библиотеки: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
- Библиотека руководствуется в своей деятельности Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и исполнительных органов субъектов РФ, Уставом школы, Положением о библиотеке, утвержденным директором.
При формировании фонда и проверке библиотеки, не допускать наличия в фонде материалов, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию учащихся, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий или продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Не использовать нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.
- Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке МАОУ СОШ №5 им. Г.И. Щедрина и Правилами пользования библиотекой.
- Организация обслуживания пользователей производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Основные задачи.
Основными задачами библиотеки являются:
- обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов.
Создание условий для:
- обучения и воспитания учащихся, в соответствии с нормами и правилами образовательной организации, которые направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и сотрудников;
- защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие:
при формировании фонда и проверке библиотеки, не допускать наличия в фонде материалов, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию учащихся, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий или никотиносодержащей продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение;
не допускать использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;
- обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся, доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях:
бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд
аудио-и видеокассет); цифровом (СД-диски), иных носителях.
- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
- формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации
- совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной сферы.
3. Основные функции.
Для реализации основных задач библиотека:
• формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:
*комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и электронных носителях информации;
* осуществляет размещение, организацию и сохранность документов
* организует и ведет справочно-библиографический аппарат: картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог;
* разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
* обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
*осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
* предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребителей;
* организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
* оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
*организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
* содействует членам педагогического коллектива и администрации
учреждения в организации образовательного процесса и досуга
обучающихся (просмотр видеофильмов, СД-дисков, презентации);
- осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
* выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
* создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
* осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
* способствует проведению занятий по формированию информационной культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;
*осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся;
* удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
* консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
* консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки.
- Библиотека осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об образовании.
- Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.
- Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется уставом общеобразовательного учреждения.
- Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:
* гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
* необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
* современной электронно-вычислительной телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимости программными продуктами; ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
* библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями
Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности
аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
- Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с
федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий,
создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом
учреждения.
- Режим работы библиотеки определяется библиотекарем, в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
* двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутри библиотечной работы;
* одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
* не менее одного раза в месяц - методического дня.
В целях обеспечения рационального использования информационных
ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного
учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры
Российской Федерации.
5. Управление. Штаты.
Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения.
Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель
общеобразовательного учреждения.
Руководство и непосредственно работу библиотеки осуществляет библиотекарь, который входит в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра.
Библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:
* положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
* планово-отчетную документацию;
* технологическую документацию.
Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного
учреждения регламентируется его Уставом.
В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вводиться должности: заведующий отделом (сектором), главный библиотекарь, главный библиограф, библиограф, медиаспециалист.
На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации
Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
6. Права и обязанности библиотеки
Работники библиотек имеют право:
* самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения;
* проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
* определять источники комплектования информационных ресурсов;
* изымать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
* определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
* вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере);
* участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения;
* иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;
* быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
* участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзе.
Работники библиотек обязаны:
обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
* информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
* обеспечить научную организацию фондов;
* формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
* совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
* обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
* обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;
* отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;
* повышать квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки.
Пользователи библиотеки имеют право:
* получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
* пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
* получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
* получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
* продлевать срок пользования документами;
* получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
* получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
* участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
Пользователи библиотеки обязаны:
• соблюдать правила пользования библиотекой;
* бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
* поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
* пользоваться пенными и справочными документами только в помещении библиотеки;
* убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
* возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
* заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
• полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения
или работы в общеобразовательном учреждении.
Порядок пользования библиотекой:
* запись обучающихся общеобразовательного учреждения В библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;
* перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
* документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
* читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
Порядок пользования абонементом:
* пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
* максимальные сроки пользования документами:
* учебники, учебные пособия - учебный год или срок, указанный на учебнике;
* научно-популярная, познавательная, художественная литература - 15 дней;
периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;
* пользователи могут продлить срок пользования документами, если на
них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
Порядок пользования читальным залом:
*документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
* энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.
Библиотекарь
МАОУ СОШ №5 г. Туапсе В.Г. Голунова
«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №5
Г.А. Никольская
_________________________
Должностная инструкция библиотекаря МАОУ СОШ №5
1. Общие положения Настоящая должностная инструкция библиотекаря школы разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н.; на основании ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Библиотекарь школы назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Библиотекарь должен иметь высшее без требования к стажу работы в данной должности или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности не менее 3-х лет , знать свою должностную инструкцию школьного библиотекаря, применять ее в работе
1.3. Библиотекарь подчиняется непосредственно директору школы.
1.4. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями Правительства региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором. Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Функции
2.1. Основными функциями, выполняемыми библиотекарем, являются:
создание условий для обучения и воспитания учащихся, в соответствии с нормами и правилами образовательной организации, которые направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и сотрудников; защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие.
2.2. формирование библиотечного фонда;
2.3.формирование библиотечного фонда учебников и обеспечение установленной отчетности.
3. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Анализирует:
– библиотечный фонд;
- фонд школьных учебников;
– читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы
3.2. Прогнозирует:
– тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений в формирование заказа на необходимую учебную, учебно-методическую, научную и художественную литературу;
3.3. Осуществляет:
– контроль за сохранностью библиотечного фонда школьных учебников;
– текущее и перспективное планирование на своем участке работы;
– выдачу и сбор учебников;
- инвентаризацию фонда учебников, их списание, утилизацию ветхих учебников;
– подготовку и проведение книжных выставок;
– совместно с педагогическим коллективом разностороннюю культурно-массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работе деятелей литературы и искусства, родителей;
– просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;
– изучение с учениками основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;
– совместную деятельность школьной и городских библиотек;
3.4. Принимает участие в координации:
– работы классных руководителей по обеспечению учащихся необходимой учебной литературой;
3.5. Контролирует:
- наличие в поступаемой в библиотеку документов, книг, брошюр, фото и видео и иных материалов экстремистского содержания и производит их изъятие, согласно законодательству РФ;
– соблюдение в библиотеке и книгохранилищах правил техники безопасности, санитарии, противопожарной безопасности;
– соблюдение учениками и сотрудниками школы Правил пользования библиотекой;
– сохранность учебников, научной и художественной литературы, сдаваемой в библиотеку;
3.6. Корректирует:
– бланк-заказ на комплектование библиотечного фонда школьных учебников;
3.7. Принимает участие в разработке:
– правил пользования библиотечным фондом;
– каталогов, картотеки, рекомендательных списков литературы;
3.8. Консультирует:
– учителей по вопросам их самообразования и подбора научно-методической литературы;
–родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся;
3.9. Принимает участие в оценке:
– предложений по организации воспитательной работы и по установлению связей с внешними партнерами;
3.10. Обеспечивает:
– учащихся рекомендованной и разрешенной справочной и художественной литературой во время проведения экзаменов;
– своевременное комплектование библиотечного фонда школьных учебников.
4. Права
Библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать:
обязательные распоряжения пользователям библиотечного фонда;
4.2. Привлекать:
– к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие рабочий процесс, в порядке, установленном Правилами школы о поощрениях и взысканиях;
4.3. Принимать участие:
– разработке любых управленческих решений, касающихся работы библиотеки;
– ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;
4.4. Вносить предложения:
– о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;
– по совершенствованию работы библиотеки;
4.5. Запрашивать:
– у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
4.6. Приглашать:
– от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об успехах и проблемах их детей, о нарушениях их детьми Правил поведения для учащихся, Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом и фондом школьных учебников;
4.7. Требовать:
– от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом и фондом школьных учебников;
– от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на это посещение не было дано разрешение администрации;
4.8. Повышать:
– свою квалификацию.
5. Ответственность
5.1 За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.2. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, библиотекарь несет ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и(или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Библиотекарь:
6.1. работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, и утвержденному директором школы;
6.2. получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.3. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками.
С должностной инструкцией ознакомлена.
Библиотекарь Голунова В.Г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №5
г Туапсе
____________________---------
Г.А.Никольская
Принято на педагогическом
Совете МАОУ СОШ №5
протокол №_1___от
«29» августа 2022 г.
Действие положения продлено
до 31.08.2024г.
протокол №1 от 31 08. 2023г
Положение
о порядке использования учебного фонда и мерах,
обеспечивающих сохранность учебников.
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
• Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273– ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст. 35;
• Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»;
• Инструкцией от 23.05.1978 г. «О создании и обновлении библиотечных фондов учебников, порядке их использования и мерах, обеспечивающих сохранность литературы»; Приказ Минпроса СССР №79 от 23.05.78)
• Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда от 08.10.2012г. №1077
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 23 октября 2019 г. N ВБ-47/04 «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ»
• Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2011г. № МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе»;
1.1. Настоящее Положение определяет порядок и механизм формирования,
учета, сохранности и предоставления в пользование учебников, учебных
пособий, учебно-методических материалов обучающимся в МАОУ СОШ №5 г. Туапсе (далее «школа»), осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.
1.2. Настоящее Положение является локальным актом школы,
рассматривается и принимается на заседании Педагогического совета, утверждается приказом директора школы. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся в таком же порядке.
1.3. Понятия, используемые в Положении:
• Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной
дисциплины, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида. Может быть представлен в печатной и электронной форме.
• Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее
частично, или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида.
• Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический
аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
• Учебно-методические материалы – совокупность материалов, в полном объеме обеспечивающих преподавание данной дисциплины (атласы, контурные карты, поурочное планирование, средства контроля знаний, справочные издания, рабочие программы и т.д.).
• Средства обучения и воспитания – другие источники учебной информации, предоставляемые обучающимся в ходе образовательного процесса.
1.4. Целью настоящего положения является создание условий для максимального обеспечения учебной литературой учащихся школы, повышение ответственности педагогического коллектива и семьи за правильное, рациональное использование школьных учебников, организация, работы среди учащихся и их родителей по воспитанию осознанного, бережного отношения к учебнику.
2. Формирование фонда учебников.
2.1. Комплектование учебного фонда библиотеки школы ведется на основе списка учебников, учебных и учебно-методических пособий, применяемых в образовательном процессе школы. Данный список составляется ежегодно в соответствии с образовательными программами, реализуемыми в школе, учебным планом школы и Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ
для использования в образовательном процессе, на принципах системного, планового подхода с учетом перспективы и преемственности реализации образовательных программ.
2.2. Школа самостоятельна в выборе и определении:
• комплекта учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
• средств обучения и воспитания. Выбор средств обучения и воспитания определяется спецификой содержания и формой организации образовательного процесса.
2.3. Фонд учебной литературы комплектуется на средства бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
2.4. Непосредственное руководство и контроль работы по созданию и своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников осуществляет руководитель образовательного учреждения.
Допускается использование учебно-методических комплектов, входящих в Федеральный перечень учебников, согласованных на педагогическом совете и утвержденных приказом директора школы.
2.5. Процесс работы по формированию фонда учебной литературы включает следующие этапы:
• работа педагогического коллектива с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях;
предоставление руководителем ШМО сведений об учебниках, планируемых к использованию в новом учебном году;
• подготовка библиотекарем списка учебников, планируемых к использованию в новом учебном году;
• предоставление списка учебников педагогическому совету на согласование и утверждение;
• диагностика уровня обеспеченности учащихся учебной литературой на следующий учебный год, составление перспективного плана комплектования учебного фонда;
• оформление заказа учебников и учебных пособий в соответствии с утвержденным списком учебников и планом комплектования;
• прием и учет вновь поступившей учебной литературы в библиотеке.
3. Порядок учета фонда учебной литературы.
3.1. К библиотечному фонду учебной литературы относятся учебники, учебные пособия, орфографические словари, математические таблицы, сборники упражнений и задач, практикумы, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, контурные карты.
3.2. Учѐт библиотечного фонда учебной литературы отражает поступление, выбытие, общую величину фонда учебников, и служит основой его правильного формирования, целевого использования и сохранности, осуществления контроля за наличием и движением учебников.
3.3. Учет библиотечного фонда школьных учебников организуется в соответствии с основными положениями Методических рекомендаций по применению «Инструкции об учете библиотечного фонда в библиотеках образовательных учреждений», утвержденных Приказом Министерства образования от 24.08.2000 № 2488.
3.4. Процесс учета библиотечного фонда учебников включает: прием, штемпелевание, регистрацию поступления, распределения по классам, выбытия, а также подведение итогов движения фонда и его проверку.
3.5. Все операции по учѐту производятся заведующей библиотекой (библиотекарем), стоимостный учѐт ведѐтся бухгалтерией.
3.6. Учѐт учебной литературы осуществляется групповым способом и
ведется в «Книге суммарного учѐта» (далее - КСУ). КСУ учебников
хранится в библиотеке постоянно.
3.7. КСУ состоит из трех частей:
Часть 1. Поступление в фонд. В эту часть записывается общее количество
поступивших учебников и их стоимость с обязательным указанием номера и даты сопроводительного документа.
Часть 2. Выбытие из фонда. В этой части записываются номера актов на
списание учебников с указанием даты утверждения акта и общего количества списанных учебников на общую сумму.
Часть 3. Итоги учѐта движения фондов. В третьей части записываются итоги движения фонда учебников:
• общее количество поступивших учебников за текущий год, на сумму;
• общее количество выбывших учебников за текущий год, на сумму;
• общее количество учебников, состоящих на учете на 1 января
последующего года, на сумму.
3.8. Учѐт учебников осуществляется в картотеке учѐта учебников на каталожных карточках стандартного размера. На карточке указывается регистрационный номер, библиографическое описание учебника, сведения о количестве поступивших учебников с указанием цены и суммы. При неоднократном поступлении учебника, не имеющем отличий, все поступления заносятся на единую карточку. Если же в учебнике внесены дополнения и изменения, то на него заводится новая карточка. Карточки расставляются в учѐтную картотеку по классам, а внутри классов- по предметам. После списания всех учебников карточки изымаются из картотеки.
3.9 Списание учебников проводится один раз в год. На каждое списание составляется акт в 2-х экземплярах, который подписывается комиссией и утверждается директором школы. Один экземпляр акта хранится в библиотеке, другой передается в бухгалтерию.
4. Обязанности школьного коллектива.
4.1 Директор школы отвечает за организацию работы по созданию и своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников, направляет деятельность педагогического коллектива по формированию у учащихся бережного отношения к учебникам и обеспечивает систематический контроль за ее выполнением.
4.2 Зам. директора школы по учебно-воспитательной работе разрабатывает единые требования к учащимся по использованию и сохранности учебников. Совместно с учителями он осуществляет систематический контроль за их использованием в течение всего учебного года, определяет потребность школы в учебниках.
4.3 Организатор внеклассной и внешкольной работы направляет деятельность педагогического коллектива школы по формированию бережного отношения к учебникам в процессе внеурочной работы, разрабатывает тематику бесед с учащимися и родителями по этим вопросам, совместно с зам. директора школы по УВР, органами ученического самоуправления разрабатывает и представляет на рассмотрение педагогического совета условия внутри школьных соревнований, смотров-конкурсов на лучшую сохранность учебников. Обеспечивает работу кружков переплетного дела.
4.4 Учителя 1-4 классов, классные руководители 5-11 классов:
• Осуществляют необходимую работу с учащимися и родителями по воспитанию у учащихся бережного отношения к учебной книге.
• Получают в начале года и организуют возврат их в конце учебного года. Отвечает за своевременное оформление читательских формуляров на учебники, контролируют состояние учебников в классе в течение года.
• Совместно с библиотечным активом класса следят за тем, чтобы после окончания учебного года учебники, подлежащие ремонту, были своевременно отремонтированы и сданы в библиотеку или переданы другому классу.
• Учитель - предметник систематически проверяет состояние учебников по своему предмету и через запись в дневнике сообщает родителям и классному руководителю об отношении учащихся к учебным книгам.,
4.5 библиотекарь ведет непосредственную работу с учебным фондом: получение, штемпелевание, регистрация поступления, распределение по классам, перемещение учебников, их списание, учет и отчетность. Совместно с администрацией школы участвует в определении потребности школы в учебниках
4.6 Учащиеся обязаны бережно относиться к школьной книге, вовремя ремонтировать.
• Учебник должен быть обернут, подписан с указанием фамилии, имени, класса и учебного года, в течение недели со дня получения.
. Учащиеся выпускных классов перед получением документа об окончании школы обязаны полностью рассчитаться с библиотекой и получить справку об отсутствии задолженности.
• Если учебник утерян или испорчен учащимся, родители (или лица их заменяющие) заменяют учебник другим, признанным библиотекарем равноценным, либо оплачивают штраф в соответствии с действующим законодательством.
• Если учащийся не выполняет требования по использованию и сохранности учебного фонда школа имеет право лишить данного ученика права пользования библиотечным фондом школьных учебников до выполнения им обязательств.
Директор МАОУ СОШ №5
-----------------------------------------
Г.А. Никольская
Паспорт школьной библиотеки
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 им. Г.И. Щедрина г. Туапсе
Название учреждения
352800 Туапсе, краснодарский край, ул. Кондратьева, 5
Почтовый адрес
tuapbiblio5@vail.ru
E-mail
Галина Афанасьевна Никольская
Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения
Библиотекарь Голунова Валентина Григорьевна
Ф.И.О. заведующей школьной библиотекой (указать офиц. название должности)
нет 89181421143
Телефон библиотеки Телефон домашний
1. Общие сведения
2. Год основания библиотеки________1930_____________________
Этаж_1________________________
Общая площадь__87 кв.м______________________
Наличие читального зала_ДА ,нет, совмещен с абонементом (нужное подчеркнуть)
Наличие книгохранилища для учебного фонда: да, нет, совмещен с абонементом (нужное подчеркнуть)
Материально-техническое обеспечение библиотеки (кол-во стеллажей, наличие кафедры, каталожного шкафа, компьютера, принтера, сканера) 22 стеллажа, кафедра, компьютер, 2 принтера, МФУ, демонстрационный телевизор
3. Сведения о кадрах
2.1.Штат библиотеки_______1____________
2.2. Образование зав. библиотекой (учебное заведение, специализация)
__библиотекарь_, КПУ г. Волгоград, руководитель театрального коллектива
2.3Стаж библиотечной работы 47 лет_______________
2.4 Стаж библиотечной работы в данном образовательном учреждении_47 лет
2.5. Повышение квалификации, организация, год) ГБОУ ИРО Краснодарского края «Совершенствование библиотечно-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования) 17.06.2024г-27.06.2024
2.6.1
Участие в конкурсах (название, год проведения)
- Краевой конкурс по пропаганде чтения среди учащихся ОО-2019. Призер в номинации «За верность Русскому слову»
- Краевой конкурс по пропаганде чтения среди учащихся ОО-2022. Призер в номинации «Библиотека – территория чтения»
2.7.2 Сведения о наградах
Почетный работник общего образования РФ;
Грамота Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, 2022 г.
2.8 Владение компьютером -ДА
Режим работы библиотеки_с8.00 до 16.00 выходной суббота, воскресенье
___________________________________________________________________
4. Наличие нормативных документов (нужное подчеркнуть):
4.1 Положение о библиотеке (да, нет)
4.2 Правила пользования библиотекой (да, нет)
4.3 Должностная инструкция зав. библиотекой (да, нет)
4.4 План работы школьной библиотеки (да, нет)
5. Наличие отчетной документации (нужное подчеркнуть)
5.1 Книга суммарного учета основного фонда (да, нет)
5.2 Книга суммарного учета учебного фонда (да, нет)
5.3 Инвентарные книги (да, нет)
5.4 Тетрадь учета документов временного хранения (да , нет)
5.5 Тетрадь учета книг, принятых от читателя взамен утерянных (да, нет)
5.6 Дневник работы библиотеки (да , нет)
5.7 Папка копий счетов и накладных (да, нет)
5.8 Книга выдачи учебников по классам ( да, нет)
5.9 Книга суммарного учета документов на нетрадиционных носителях (сиди, аудио и видеокассеты) (да, нет
6. Сведения о фонде
6.1 Основной фонд библиотеки ( экз.)__11204 экз
6 .1.1 Естественные и прикладные науки - 597
6.1.2 Общественные и гуманитарные науки 894 (экз.)_________________
6.1.3 Педагогические науки 498 (экз.)_________________________
6.1.4 Художественная литература -6759 (экз.)___
6.1.5 Литература для учащихся 1-4 классов 2368 (экз.)______
6.2 Расстановка библиотечного фонда в соответствии с ББК (да, нет, частично)
6.3 Учебный фонд библиотеки ( экз.)_18561_____________________________
6.3.1 Расстановка учебного фонда по предметам, по классам )ДА
6.4 Количество названий выписываемых периодических изданий 5__
6.4.1 Педагогических 2_____________________
6.4.2 Для учащихся - 2________________
6.4.3 Библиотечных_ 1 ________________
6.5 Документы на нетрадиционных носителях ___142_____(экз.: СD аудио__________ видеоматериалы _________)
7. Справочно-библиографический аппарат библиотеки
7.4 Картотека учебной литературы , эл. каталог ДА
7.5 Папка с методическими разработками (да ,нет)
М.П. Дата заполнения 02.09.2024 г. Подпись
П л а н
работы библиотеки
МАОУ СОШ №5 им. Г.И. Щедрина
на
2024 -2025 учебный год.
Миссия библиотеки.
·
Приобщение к
чтению, предоставление информации и идей, имеющих фундаментальное значение для
успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на
информации и знаниях.
·
Вооружать учащихся навыками непрерывного
самообразования и формирования установки на ответственное и активное
отношение к своему здоровью.
Основные
цели работы школьной библиотеки:
1.Осуществление государственной политики в сфере
образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей,
обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.
2. Создание единого информационно-образовательного
пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного
обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и
безопасного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в
контексте информационного, культурного
разнообразия, согласно законам РФ.
3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
4.Создание оптимальных условий для культурного
развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных
потребностей, в соответствии с индивидуальными, возрастными и иными
потребностями читателей.
5. Организация досуга, связанного с чтением и
межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных
психофизических обучающихся для развития и адаптации в обществе.
6. Совершенствование номенклатуры представляемых
библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий;
организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры
учителей и учащихся.
Задачи библиотеки:
·
формирование у читателей навыков независимого
библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями
информации, поиску, отбору и критической оценке информации;
·
совершенствование традиционных и освоение новых
библиотечных технологий, обеспечение возможности наиболее полного и быстрого
доступа к документам, оказание методической консультационной помощи педагогам,
родителям, учащимся в получении информации;
·
сбор, накопление и обработка информации и доведение её
до пользователя, проведение внеклассной работы на базе источников информации,
имеющихся в библиотеке;
·
развитие содержательного общения между пользователями,
воспитание культуры общения;
• обеспечение учебно-воспитательного
процесса всеми формами и методами библиотечного обслуживания;
• содействие педагогическому коллективу в
развитии и воспитании учащихся;
• привитие учащимся любви к чтению,
воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
• привлечение учащихся к систематическому
чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи,
познавательных интересов и способностей, расширения кругозора;
• оказание помощи в деятельности учащихся
и учителей при реализации образовательных проектов.
Основные
функции библиотеки.
1. Образовательная - содействие
образованию и воспитанию личности
учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг, формирование
информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе.
2. Информационная - обеспечение доступа к информации, удовлетворение
информационных потребностей учащихся, учителей с использованием, как собственных
информационных ресурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и
информационных сетей и систем.
3. Культурная - обеспечение духовного развития читателей, приобщение
их к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для
репродуктивной и продуктивной культурной деятельности.
4. Досуговая - содействие содержательному проведению свободного
времени учащихся.
5. Социальная - библиотека содействует развитию способности
пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном
обществе.
6.Сервисная - библиотека предоставляет информацию об имеющихся
библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных
ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
7. Просветительская - приобщение учащихся к сокровищам мировой и
отечественной культуры.
8.Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует
и хранит библиотечно-информационные ресурсы
.
План-сетка работы библиотеки
№ п/п
|
Содержание работы
|
Дата проведения
|
класс
|
|
1. Формирование и использование
основного фонда
|
1. 1
|
Работа с должниками
|
в теч.
года
|
1-11
|
1.2
|
Обновление именных разделителей
литературы для 9-11 классов в соответствии с ББК
|
в теч.
года
|
|
1.3.
|
Оформление подписки на
периодические издания
|
Ноябрь
апрель
|
|
1.4.
|
Подведение итогов движения фонда
|
декабрь,
январь
|
|
1.5.
|
Расстановка фонда, подшивка
периодики
|
в течение
года
|
|
1.6
|
Обеспечение сохранности фонда,
мелкий ремонт с привлечением актива.
|
в теч.
года
|
|
1.7.
|
Изъятие и списание ветхой и
морально-устаревшей литературы
|
июнь-август
|
|
1.8.
|
Санитарный день
|
1 раз в
месяц
|
|
2. Работа с читателями библиотеки
|
С
учащимися
|
|
2.1. Индивидуальная работа
|
|
А)
|
Беседы о прочитанном,
рекомендательные беседы, беседы о новинках литературы
|
в течение
года
|
1-11
|
Б)
|
Беседы по расстановке фонда, по
справочному аппарату книги, электронного документа
|
в течение
года
|
1-11
|
В)
|
Беседы при записи в библиотеку
|
в теч.
года
|
1-11
|
Г)
|
Информирование читателя о
имеющихся в библиотечном фонде изданиях по интересующей его теме.
|
По
требованию
|
1-11
учителя
родители
|
2.2. Массовая работа
|
|
2.2.1. В помощь учебному процессу
|
|
1.
|
Выставки,
просмотры литературы к знаменательным датам:
*8 сентября – международный день распространения
грамотности.
*.8.
Бородинское сражение русской армии под командованием М. И. Кутузова с
французской армией (1812)
*11 День
воинской славы России. День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф.
Ушакова над турецкой эскадрой
*21 День победы русских полков во главе с
великим князем Д. Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве
(1380)
*22
105 лет со дня рождения Сухомлинского.
*29 120 лет
со дня рождения российского писателя Н. А. Островского (1904–1936)
*1 октября
День музыки
*4 –
Всемирный день защиты животных
*5 –
международный день учителя
* 9 –
Всероссийский день чтения.
*15 – 210 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова
*22- октября
– «ДЕНЬ белых журавлей»
Международный день школьных библиотек (четвёртый понедельник октября)
* 4 ноября
– День народного единства.
*9 ноября – 205
*20 ноября – Всемирный день ребенка.
*21 ноября Всемирный день приветствий
*9 декабря – День героев Отечества.
*10 – День прав человека10 декабря
*12 декабря – День Конституции.
* 14 декабря - День Наума Грамотника
* 20 января – День Автономной Республики Крым
. 15 - 230 лет со дня рождения русского драматурга,
поэта и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова (1795–1829)
*25 января – Татьянин день.
* 29 – 165 лет со дня рождения А.П. Чехова
* 2 февраля – ДВСР. Битва под Сталинградом
*8 февраля –
День российской науки.
* 10 февраля – день памяти Пушкина
* 21 февраля - День родного языка.
* 23 февраля - День защитника Отечества.
* 1 марта – всемирный день кошек
* 3 марта – всемирный день писателя
*8 марта- Международный женский день
*21марта – Всемирный день поэзии.
* 27 марта – День театра.
* 1 апреля - день птиц.
*2 апреля – Международный день детской книги.
*12 апреля – День космонавтики и авиации.
* 9 мая – День Победы.
* 15 мая – День семьи.
|
в течение
года
|
1-11
|
2.
|
Подбор
литературы в помощь написанию сочинений, докладов, рефератов, проектов, исследовательских
работ, в помощь подготовки к экзаменам
|
в течение
года
|
4-11
|
3.
|
Продолжение
обновления тем. уголка «Дни воинской славы России»
|
в теч. года
постоянно
обновляемый
|
5-11
|
4
|
Обзоры
литературы по тематике мероприятий, новинок
|
май
октябрь
|
1-11
|
6
|
Работа
клубов.
*Школа
вежливых наук:
- Что
такое хорошо и что такое плохо
- Здоровым
быть здорово
*Клуб Активных Читателей:
Позволь,
библиотека, мне тебя восславить!
Имею
право!
*Квест- игра «Найди сокровище»
|
октябрь
апрель
октябрь
ноябрь
март
|
3-4
6
7
3
|
7
|
Конкурсы,
тематические недели, месячники:
*Знатоков русского языка «Волшебное
королевство ФИЛОЛОГИЯ»
*Месячник
Международный школьных библиотек (план
прилагается)
*Тематическая Неделя
«Праздник Белых журавлей» (План прилагается)
* Неделя дарения книг. Буккроссинг на улице К.
Маркса (план прилагается)
|
Ноябрь
октябрь
17-24 октябрь
7-14февраля
|
9-11
1-11
2-8
1-11
|
С педагогическим коллективом
|
|
1.
|
Информирование учителей о новых
поступлениях учебной и учебно-методической литературы, о статьях в
периодических изданиях по интересующим педагогов темам
|
по мере поступления
в учительской
|
Пед.
состав
|
3.
|
Размещение методических,
справочных, информационных материалов на сайте библиотеки.
|
в теч. года
|
уч-ся
учителя
|
С родителями учащихся
|
|
1
|
Беседы на абонементе
|
в теч. года
|
|
2.
|
Информирование их о фондах
библиотеки, о воспитании в семье любви к чтению через сайт библиотеки
|
в течение года
|
|
3
|
Организация тематической полки
«Педсовет для родителей!»
|
сентябрь
|
|
4
|
Страничка для родителей на сайте
библиотеки
|
Обновление
Регулярное
|
|
3. Реклама библиотеки, издательская
продукция
|
|
1.
|
Эстетическое оформление
библиотеки, включая мелкий ремонт
|
июль, сентябрь
|
|
2
|
Рекламный буклет библиотеки
«Книжное царство, сказочное
государство»
|
октябрь
|
1-11
|
4.
|
Памятки для родителей
первоклассников: «Если ребенок не хочет читать. Советы специалистов»
|
декабрь
|
1
|
4. Профессиональное развитие
работников библиотеки
|
|
1.
|
Самообразовательная деятельность:
профессиональная периодика.
|
в теч. год
|
|
2.
|
Посещение и участие в районных и
краевых семинарах
|
4 раза в
год
|
|
3.
|
Внедрение лучшего опыта работы коллег.
|
в течение
года
|
|
II. Работа с фондами
библиотеки.
№
I
|
Содержание работы
|
Срок исполнения
|
|
Работа с фондом
учебной литературы
|
|
1.1
|
Подведение
итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и
учебными пособиями на 2024 - 25 учебный
год.
|
Сентябрь-октябрь
|
|
1.2
|
Составление
библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
1. Работа с перечнями учебников и
пособий,
2. Составление совместно с
председателями ШМО бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2025
-2026 учебный год.
3. Формирование общешкольного заказа
на учебники и учебные пособия с учетом заявок руководителей методических
объединений, а также итогов инвентаризации
УФ
4. Согласование и утверждение бланка-заказа
на 2025-2026 год на педагогическом совете, его передача в КРО.
5. Осуществление контроля над
выполнением сделанного заказа.
6. Приём и обработка поступивших
учебников: оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание, оформление
картотеки.
|
Ноябрь
декабрь
январь
январь-февраль
май-август
|
|
1.3.
|
Проведение
работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников)
|
Декабрь,
Апрель
|
|
1.4.
|
Списание
учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ, введением
обновленного ФГОС.
|
Июнь-
август
|
|
1.5
|
Изучение и
анализ использования учебного фонда
|
В теч. года
|
|
1.6.
|
Пополнение
и редактирование картотеки учебной литературы
|
август
|
|
1.7.
|
Ведение
журнала выдачи учебников
|
в теч.
года
|
|
1.8
|
Ведение
электронного каталога учебников
|
по мере
поступления
учебников
|
|
2
|
Работа по формированию основного фонда
|
Срок исполнения
|
|
2.1.
|
Изучение
состава фонда и анализ его использования
|
Декабрь
|
|
2.2.
|
Своевременный
прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений
|
Постоянно,
в течение года
|
|
26.
|
Подведение
итогов инвентаризации.
Списание ветхих и непрофильных изданий, оформление акта замены-утери.
|
июнь-август
|
|
7.
|
Выдача
документов пользователям библиотеки
|
Постоянно
|
|
|
Работа внутри фонда:
1. Оформление
фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, разделителей с
портретами детских писателей, индексов), эстетика оформления.
2. Соблюдение правильной
расстановки фонда на стеллажах
3. Проверка
правильности расстановки фонда 1 раз в месяц
4. Обеспечение
свободного доступа пользователей библиотеки к информации
5. Сверка фонда с Федеральным списком
экстремистских материалов. При
обнаружении в фонде экстремистских материалов, изъятие и дальнейшие действия
с ними, согласно Закону.
|
Постоянно
в течение года
|
|
|
Работа по сохранности фонда:
1. Организация
фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности
2. Обеспечение
мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном
порядке
3. Обеспечение
требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности
библиотечного фонда
|
Постоянно
в течение года
|
|
|
|
|
|
Постоянно
в течение года
|
|
|
Постоянно
в течение года
|
|
|
Списание
ветхой художественной литературы и литературы по моральному износу.
|
июнь
|
|
|
Проверка
фонда библиотеки на наличие экстремистских материалов.
|
ежемесячно
|
|
3
|
Комплектование фонда периодики
|
|
|
3.1
|
Комплектование
фонда периодикой в соответствии с образовательной программой школы
Оформление подписки на 1 полугодие 2025года
Контроль доставки.
|
Октябрь
|
|
3.2
|
Оформление
подписки на 2 полугодие 2025 года
Контроль доставки
|
Апрель
|
|
III. Справочно-библиографическая работа
№
|
Содержание работы
|
Срок исполнения
|
|
|
|
1
|
Проведение библиотечно-библиографических
занятий для учащихся начальной и средней школы с применением информационных
технологий.
|
В течение года
|
2
|
Составление рекомендательных
списков литературы, планы чтения по заявкам учителей и обучающихся к
классным часам, юбилейным детям и праздникам.
|
По заявкам
|
3
|
Выполнение тематических,
фактических и информационных справок.
|
В течение года
|
4
|
Поиск литературы и периодических
изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям для
подготовки школьных газет
|
По требованию МО и педагогов
|
VI. Хозяйственная работа
№
|
Содержание работ
|
Срок выполнения
|
1
|
Санитарный день
|
1 раз в месяц
|
2
|
Организация вывоза макулатуры
|
Август-сентябрь
|
3
|
Приобретение расходных материалов
для оргтехники на 2024- 2025 уч. год
|
август
|
VIL. Ведение сайта библиотеки.
Регулярное
обновление страниц сайта с помещением информационных, фото- и видеоматериалов о
работе библиотеки.
В
течение учебного года в план работы библиотеки могут быть внесены изменения.
Библиотекарь МАОУ СОШ №5
г.
Туапсе В.Г.
Голунова
Комментариев нет:
Отправить комментарий